О том как ОАО «РЖД» участвует в реализации плана по развитию торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР нам рассказал генеральный директор—председатель правления
ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ БЕЛОЗЁРОВ.
Олег Валентинович, как вы оцениваете нынешнее взаимодействие с «Китайскими железными дорогами»? Какие меры предпринимает РЖД для роста объёмов перевозок, в том числе через пункт пропуска Забайкальск — Маньчжурия?
— Китай—один из стратегических партнеров России, грузопоток между нашими странами растёт рекордными темпами. Цифры говорят сами за себя: в 2024 году мы перевезли более 175 млн тонн грузов—это на 9% больше, чем годом ранее. А по итогам первого полугодия 2025 года объём уже приближается к 92 млн тонн.
Такой результат стал возможен благодаря масштабной модернизации инфраструктуры, которую мы проводили на протяжении многих лет, а также новым логистическим решениям, адекватным текущей ситуации.
Совместно с китайскими железнодорожниками мы последовательно развиваем взаимодействие по перспективным направлениям. Это, в частности, отражено в Соглашении о всестороннем стратегическом сотрудничестве между ОАО «РЖД» и «Китайскими железными дорогами», которое мы подписали в мае 2024 года.
Пограничный переход Забайкальск—Маньчжурия—один наших из ключевых стыковых пунктов. За первое полугодие 2025 года объем перевозок внешнеторговых грузов через него составил более 11 млн тонн.
Мы активно развиваем здесь инфраструктуру, в том числе пути российской колеи 1520 мм и китайской 1435 мм для расширения возможностей взаимного обмена поездами.В завершающей стадии согласования находится проект межправительственного соглашения о совместном строительстве второго пути колеи 1435 мм. Его необходимо уложить на участке Забайкальск—Маньчжурия, который проходит через государственную границу. Со своей стороны все работы по проектированию пути и согласованию перечня необходимых мероприятий с ГК «КЖД» мы уже завершили. Строительство дополнительного пути позволит поездам из Китая заезжать непосредственно на российскую территорию для перегрузки на терминалах станции Забайкальск.
После завершения этого проекта, а также после развития станции Забайкальск, пропускная способность погранперехода вырастет к 2030 году до 39 млн тонн, это на 11 млн тонн больше текущих значений.
Одно из перспективных направлений—поставки зерна в Китай с перевалкой на Забайкальском зерновом терминале. С китайской стороной согласована постоянная технология. Зерновые грузы будут помещаться на терминале в контейнеры
и отправляться в Китай сразу по колее 1435 мм. В этом году согласовали также возможность перевозки зерновых грузов в 20футовых и 40футовых универсальных контейнерах и контейнерах типа open-top, в дополнение к уже применяющимся
bulk-контейнерам.
Работаем с китайской стороной и по многим другим направлениям. Уверен, это позволит нам совместно нарастить объёмы, повысить эффективность взаимодействия и улучшить качество обслуживания грузоотправителей.
КИТАЙ И РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОЙ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
— Какую роль сегодня играют «Российские железные дороги» в интеграции стран Евразийского пространства, и какие направления РЖД считает наиболее перспективными для транспортно-логистического развития?
— Российские железные дороги выступают ключевым элементом международной логистики. Компания активно развивает сотрудничество с партнерами из стран ЕАЭС, реализует масштабные логистические, цифровые и инфраструктурные проекты.
Во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией и федеральными органами исполнительной власти ОАО «РЖД» участвует в подготовке и реализации основополагающих документов, которые направлены на цифровизацию грузоперевозок, развитие транспортных коридоров и в целом на долгосрочное экономическое развитие ЕАЭС.
Системно укрепляем двустороннее взаимодействие с казахстанскими коллегами. Основное наше внимание направлено на повышение эффективности работы стыковых пунктов, цифровизацию и раскатку транспортных коридоров.
В ближайшем будущем видим перспективы увеличения объёмов перевозок в связи с планом ввода в эксплуатацию вторых путей на граничащем с Китаем участке Достык–Мойынты в Казахстане. Планируем также полностью перейти на безбумажную технологию перевозок грузов. В первом полугодии 2025 года около 86% перевозок между Россией и Казахстаном осуществлялось по электронным юридически значимым накладным.
ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И РОЛЬ РЖД
Вместе с казахстанскими и белорусскими железнодорожниками продолжаем реализовывать трехсторонний проект ОТЛК — «Объединенная транспортно-логистическая компания». Год от года, несмотря на все сложности и ограничения, нам удается наращивать транзитные перевозки грузов из КНР и обратно по железным дорогам России, Беларуси и Казахстана. Значительные усилия ОАО «РЖД» направляет на развитие инфраструктуры непосредственно в странах ЕАЭС. В Армении дочерняя компания «РЖД»—«Южно-Кавказская железная дорога» полностью выполняет свои обязательства по концессионному договору, инвестирует в поддержание и развитие инфраструктуры и подвижной состав.
С кыргызскими партнерами прорабатываем проект строительства железной дороги Балыкчи—Чолпон-Ата. Совместно с Евразийским банком развития рассматриваем возможность поручить нашим экспертам подготовку предТЭО этого проекта.
В рамках межправительственных соглашений везём грузы из Беларуси на экспорт через российские порты Северо-Запада. Параллельно работаем и над развитием железнодорожной инфраструктуры по этому направлению.
Мы находимся в постоянном диалоге с нашими партнёрами. В марте текущего года мы создали новую площадку сотрудничества—совещание руководителей железных дорог государств—членов ЕАЭС. Этот формат нацелен на решение сугубо практических задач—обеспечение бесшовности перевозок, сбалансированное развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, повышение эффективности их использования, проработка совместных логистических проектов, внедрение цифровых технологий, развитие кадрового потенциала.
Мы целенаправленно создаем условия, чтобы российские грузоотправители могли выходить на новые рынки.
ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ И ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР
— Какие результаты дает развитие транспортных коридоров на Востоке, особенно в направлении Китая, и как меняется стратегия РЖД на фоне роста экспорта в страны Азии?
— Развитие международных транспортных коридоров—это стратегический приоритет для «Российских железных дорог». Сегодня каждая третья тонна грузов, перевозимая по нашей сети, пересекает границу—это экспорт, импорт или транзит. В последние годы объём таких грузов превышает полмиллиарда тонн. Растёт контейнеризация: в 2024 году перевезли в международном сообщении почти 5 млн контейнеров ДФЭ с ростом на 8,3% к предыдущему году.
При координации со стороны Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» решает задачи дальнейшего расширения провозных возможностей наиболее востребованных направлений перевозки. Их четыре: Восточное, Северо-Западное, Азово-Черноморское, а также МТК «Север—Юг».
Восточное—это, конечно, перевозки в КНР через Казахстан, Монголию, пункты пропуска с Китаем и Дальневосточные морские порты.Северо-запад—это порты Усть-Луга и Бронка, где, кстати, активно развиваются наши белорусские коллеги, а также Мурманский транспортный узел (порт Лавна).
Азово-Черноморское направление—это перевозки через порты от Новороссийска до Тамани.Всё более значимым становится коридор «Север—Юг». На восточном маршруте коридора для привлечения дополнительных объёмов грузов мы совместно с железными дорогами Ирана, Казахстана и Туркменистана третий год подряд продлеваем действие конкурентоспособных ставок. Результаты видим в динамике перевозок: за первое полугодие количество контейнеров, перевезённых через туркмено-иранские погранпереходы, выросло практически втрое, почти до 2 тысяч ДФЭ.
Работаем над заполнением регулярного контейнерного сервиса—пока один поезд в неделю, но это уже важный шаг для стабильного грузопотока.
Мы целенаправленно создаем условия, чтобы российские грузоотправители могли выходить на новые рынки. Сегодня 87-89% наших экспортных грузов идет в дружественные государства. Безусловный лидер—Китай, также отличную динамику показывают Казахстан, Беларусь, Турция и Объединенные Арабские Эмираты. И это не случайность, а результат системной работы: развития инфраструктуры, совершенствования работы на стыках, цифровизации, применения гибкой тарифной политики.Нам еще многое предстоит сделать. Во взаимодействии с Минтрансом России при участии ОАО «РЖД» сформирован четкий план дальнейших мероприятий. Они направлены прежде всего на достижение национальной цели развития, обозначенной в «майском» указе президента от 2024 года, а именно на увеличение к 2030 году объема перевозок по МТК не менее чем в 1,5 раза к уровню 2021 года
ЗАБАЙКАЛЬЕ: РАЗВИТИЕ МАГИСТРАЛЕЙ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
— Какова текущая стратегия РЖД по развитию Забайкальской железной дороги и прилегающей инфраструктуры с учётом её значения как части Транссиба и основного пути к Китаю?
— Забайкальская железная дорога занимает особое место в железнодорожной сети России. Она является важной составляющей трансконтинентального коридора, который связывает нашу страну с государствами Азии, в первую очередь, с Китайской Народной Республикой через погранпереход Забайкальск—Маньчжурия.
Забайкальская железная дорога—самая грузонапряженная на сети ОАО «РЖД». Эта характеристика на магистрали превышает среднесетевой уровень в два раза. Если учесть, что российская железнодорожная сеть является самой грузонапряженной в мире, то Забайкальская железная дорога обладает статусом абсолютного мирового лидера. И это в условиях весьма сложного рельефа и сурового климата с огромными перепадами температур.
Дорога, как и весь Восточный полигон, в полной мере приняла на себя вызовы, связанные с разворотом российской экономики, а следом и всей логистики на Восток. Сегодня это важнейшая артерия для перевозок угля, руды, строительных материалов, нефтепродуктов, зерна.
На протяжении последних лет было очень много сделано для развития инфраструктуры Забайкальской железной дороги. Созданы с нуля и модернизированы десятки объектов, включая мосты, тоннели, станции, пути.Мы завершили электрификацию железнодорожной линии Карымская—Забайкальск. Это мощное двухпутное ответвление от Транссиба в сторону погранперехода с Китаем. Его протяжённость—365 километров.
Электрификация позволила существенно повысить пропускные и провозные способности участка. Создан задел для увеличения объемов перевозок, который будет достигнут благодаря интенсификации товарообмена по погранпереходу с Китаем.
Работы по развитию Забайкальской магистрали продолжаются. Особое внимание мы уделяем сохранению и приумножению кадрового потенциала. Поддерживаем молодых работников, семьи с детьми, предоставляем социальные гарантии, совместно с региональными властями создаем инфраструктуру для комфортной жизни. В этой части, конечно, предстоит ещё многое сделать, но только благодаря высокой самоотдаче и удовлетворённости железнодорожников можно добиться не только стабильной работы, но и выхода на но 42 вые уровни развития магистрали.
— Как вы оцениваете потенциал железнодорожного сотрудничества с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и какие инфраструктурные или логистические проекты могут получить развитие благодаря этой площадке?
— Железные дороги России и Китая представляют собой важнейший элемент транспортной инфраструктуры ШОС. Эффективность их работы напрямую влияет на экономическое развитие всей Евразии.
Фактически железные дороги государств-членов ШОС—это «Шелковый путь» XXI века, только вместо караванов у нас цифровая железная дорога и бесшовная логистика.Наше взаимодействие в рамках ШОС в целом довольно прагматично, мы успешно реализуем различные многосторонние инициативы. Например, на пространстве ШОС эффективен формат встреч руководителей железнодорожных администраций государств—членов организации. На последней такой встрече в ноябре 2024 года в Москве по нашей инициативе было решено создать рабочую группу по исследованиям в области железнодорожного транспорта. Такое взаимодействие позволит объединить наши усилия в научно-техническом развитии.
Конкретные результаты, которых мы хотим добиться,—это снижение сроков доставки грузов, упрощение таможенных процедур и развитие новых логистических хабов. Все эти плюсы получат грузовладельцы, которым в современных условиях жизненно необходима предсказуемость и скорость транспортировки товаров.
— Как РЖД выстраивает сопряжение российских транспортных стратегий с китайской инициативой «Один пояс, — один путь»? Есть ли точки роста в логистике, которые могут быть реализованы именно на Забайкальском направлении?
— Взаимодействие России и Китая по инициативе «Один пояс—один путь» ведётся через её сопряжение с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Уже достигнуты значительные результаты, о чём можно судить по динамике товарооборота.
ОАО «РЖД» участвует в реализации плана по развитию торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР.
Как я уже говорил, совместно с китайскими партнерами мы оптимизируем логистику, сокращаем сроки доставки, повышаем надежность и увеличиваем пропускные способности транспортных коридоров.
Идея сопряжения проектов—это отражение процесса интеграции. Она в очередной раз подтверждает правильность принятых в свое время решений по развитию трансконтинентальных магистралей России—БАМа и Транссиба. Работа в связке с китайской стороной активизирует транспортные потоки между нашими странами и служит мощным импульсом для развития экономик
Мосты и рельсы интеграции