Новое лицо научной фантастики
У передовой фантастики в наши дни китайское гражданство, и спорить с этим нелегко. За долгие годы жизни жанр развился до неузнаваемости—достаточно сравнить любой современный роман с классикой. Фантастика «обросла» десятками надстроек поджанров на любой вкус. И если раньше каждая ниша, например, «твёрдая»
или «мягкая» научная фантастика была занята авторами с привычными слуху именами, то в последнее время жанр всё чаще говорит по-китайски.
За популяризацию фантастики из КНР стоит благодарить Лю Цысиня с его трилогией «Воспоминания о прошлом Земли» и Кена Лю, который с 2002 года активно продвигал труды китайских авторов за пределами родины. Выполненный им перевод и глубокая редактура романов Цысиня сделали из этого писателя звезду мирового масштаба.
Множество престижных премий, три экранизации, мировая слава—роман «Задача трёх тел» перевернул общее представление о масштабе «твердой» научной фантастики. Причём сделал это элегантно и виртуозно: взгляд Цысиня на первый контакт между человечеством и внеземным разумом отличается от стандартного западного подхода с уклоном в экшен и моментальные последствия для обеих цивилизаций. Борьба людей с пришельцами на страницах романов Цысиня представляет собой в первую очередь игры разума, растянувшиеся на долгие сотни лет взлётов и падений человечества.
Лю Цысинь и Кен Лю проложили дорогу в мир другим китайским авторам, чей взгляд на жанр ещё больше отличался от подхода знакомых западному читателю литераторов. Взять хотя бы «Больные души» Хань Суна—метафоричный и местами даже пугающий, но вместе с тем наполненный черным юмором роман о чиновнике, оказавшемся на больничной койке без надежды на выписку. Одни разглядят в истории несчастного героя остросоциальный посыл, другие ужаснутся вполне реалистичным картинам будущего, а третьих поразит контраст поднимаемых в книге тем—от искусственного интеллекта до тонких премудростей буддизма.
Для восточной литературы характерно философское противопоставление. Если «Задача трёх тел» исследует взаимоотношения между людьми и пришельцами, а «Больные души» показывают борьбу маленького человека с обществом и самим собой, то «Скитальцы» Хао Цзинфан раскрывают глобальный конфликт внутри человечества. Во вселенной романа оно отправилось колонизировать Марс. Те, кто остались на Красной планете, объявили о своей независимости от Земли, что в конечном счёте спровоцировало конфликт. С годами Земля и Марс превратились в два совершенно разных мира с противоположными взглядами на будущее общества. Передадутся ли эти взгляды молодому поколению, не желающему принимать на веру ложь правительств обеих планет?
Китайская научная фантастика сочетает философскую глубину, культурные традиции и футуристические идеи, предлагая свежий взгляд на космос, технологии и человечество. Нынешний всплеск интереса к литературе из Китая—не просто мода, а знак того, что жанр продолжает расти, преодолевает границы и открывает новые горизонты для читателей.