Быть в курсе всех новостей
Telegram

Нурлан Ермекбаев, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества

Тяньцзиньский саммит: новая

С полей крупнейшего саммита в истории ШОС Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Нурлан Ермекбаев рассказал «Евразимуту» о том, как «шанхайский дух» помогает согласовывать интересы столь разных стран, зачем нужна «вторая дорожка» экспертного диалога и какие приоритеты будут определять стратегию до 2035 года.

— Нурлан Байузакович, как сегодня выстроена система координации внутри ШОС? Какие инструменты и подходы позволяют обеспечивать согласованность действий между столь разными по культуре
и масштабу государствами?
— Шанхайская организация сотрудничества является объединением государств-единомышленников, взявших на себя обязательства по соблюдению целей и принципов Хартии ШОС, положений международных договоров и документов Организации. В целом ШОС работает
в международно-правовой системе координат, признавая Устав ООН
в качестве ее базиса.
Несмотря на различия политических систем, культурных традиций
и уровней социально-экономического развития, государства-члены ШОС разделяют совместное стремление к поддержанию и укреплению мира, безопасности и стабильности в евроазиатском регионе, повышению благосостояния народов, построению демократического, справедливого
и рационального международного порядка.
«Шанхайский дух», заключающийся в осуществлении сотрудничества на основе взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, является идейным стержнем Организации и основой взаимодействия входящих в нее стран. Следуя «шанхайскому духу», государства-члены настроены на реализацию совместных действий в сферах, представляющих взаимный интерес. Благодаря этому заложен фундамент для построения новой модели цивилизационного диалога, взаимоотношений дружеского, добрососедского характера внутри сообщества ШОС. Действует принцип консенсуса, в соответствии с которым все стороны имеют право голоса
и влияние на ход принятия решений.
В ШОС функционирует система органов и механизмов, которая обеспечивает слаженное взаимодействие в областях политики и безопасности, экономики, торговли и культурно-гуманитарных обменов: Совет глав государств, Совет глав правительств (премьер-министров), Совет министров иностранных дел, Совет национальных координаторов, встречи Секретарей советов безопасности, Совещания министров обороны и многие другие совещания руководителей министерств и ведомств. Секретариат, в свою очередь, является основным постоянно действующим исполнительным органом Организации.
По поручению глав государств-членов с целью повышения эффективности системы управления и других аспектов работы ШОС идет процесс совершенствования ее деятельности. Это позволит Организации адаптироваться к новым геополитическим и геоэкономическим условиям
в соответствии с требованиями времени.

— Насколько значима роль информационно-аналитической работы в деятельности Секретариата? Какие аналитические продукты оказываются наиболее востребованными для государств-членов?
— Продвижение положительного имиджа ШОС, ее позиционирование
в международном медийном пространстве – наш приоритет. Круглосуточно работаем над медийным освещением событий по линии ШОС, наполнением веб-сайта Организации, наших аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах (Telegram, Facebook, Instagram, Weibo, WeСhat) текстовым и визуальным контентом, подготовкой пресс-релизов, анонсов, интервью и комментариев. Открыты к взаимодействию с массмедиа сообщества ШОС, в том числе через личные прямые контакты с коллегами-журналистами. Привлекаем СМИ к мероприятиям, пресс-конференциям и брифингам.
Вопрос, каким образом эффективно конвертировать политические установки и перспективные идеи, разделяемые государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества, в практические дела, является одним из приоритетных. Поэтому работа с экспертно-аналитическим сообществом обретает особое звучание. Для нас важна деятельность такого консультативного механизма, как Форум ШОС, созданного для оказания содействия и экспертной поддержки работы Организации, развития взаимодействия научно-исследовательских, политологических центров государств-членов, проведения совместных исследований, осмысления целей, задач и принципов деятельности ШОС, расширения диалога с общественностью.
Стремимся максимально привлекать экспертно-аналитическое сообщество для учреждения полноценной «второй дорожки», которая подпитывала бы процесс принятия межгосударственных решений на направлениях политики и безопасности, экономическом и гуманитарном треках.

— Проводится ли сейчас модернизация финансово-юридической экспертизы документов, принимаемых в рамках ШОС? Какие критерии лежат в основе оценки – и как обеспечить баланс между скоростью принятия решений и юридической глубиной?
— Согласно решению Совета глав государств-членов ШОС, принятому
в Астане 4 июля 2024 года, запущен процесс комплексной модернизации Организации. В рамках реализации договоренностей лидеров ведется работа по обновлению документов, регламентирующих деятельность всей Организации, включая ее Секретариат.
Так, в соответствии с Положением о Секретариате ШОС, основной постоянно действующий орган Организации обеспечивает юридическое обеспечение ее деятельности, в том числе уполномочен давать юридическую и финансовую экспертизу договорных, нормативных документов
и принимаемых решений.
При проведении юридической экспертизы Секретариат, в первую очередь, анализирует соответствие разрабатываемых проектов решений, практики уставным документам Организации.
За почти четвертьвековой период существования Организации заключено 58 международных договоров, из них 33 подписаны в сфере политики и безопасности, 25 – на торгово-экономическом и культурно-гуманитарном направлениях. Секретариатом ШОС подписано 17 меморандумов о сотрудничестве с партнерскими международными объединениями.
Секретариат принимает участие в заключении договоров, осуществляет юридическую экспертизу по каждому из них. В ходе совершенствования деятельности ШОС, несомненно, будет учитываться наработанный опыт, будут вноситься новые предложения с учетом требований времени.

— Организация заседаний ШОС – это не только протокол,
но и логистика доверия. Как меняется формат встреч сегодня – и какие инновации были опробованы в последнее время?
— Решение об учреждении ШОС стало отражением стремления стран евроазиатского региона к укреплению мира, безопасности и стабильности. За период эволюции Организации совместными усилиями был выстроен формат взаимодействия в вопросах обеспечения развития в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах.
Организация демонстрирует положительную динамику роста на основе принципов «шанхайского духа», а именно взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, продвигает философию сотрудничества на основе подлинного равноправия.
Появляются новые форматы взаимодействия: в рамках ШОС организуются не только традиционные заседания, совещания, но и семинары, форумы, фестивали, соревнования, выставки, концерты и другие акции в духе «народной дипломатии» с участием общественных кругов, включая молодежь. Стало хорошей традицией проводить «на полях» министерских совещаний ШОС соответствующие тематические форумы.
Такие события охватывают все сферы деятельности Организации. Подобный подход свидетельствует прежде всего о растущем интересе
к деятельности Организации со стороны граждан стран «сообщества», а это для нас главное.
Еще в Астане в 2024 году хорошо себя зарекомендовал формат «ШОС плюс» – мероприятие с участием лидеров государств-членов, других участников сообщества ШОС, а также гостей председательствующей стороны. В этом году в Тяньцзине соберутся лидеры более 20 стран и высшие должностные лица 10 международных организаций. Саммит по количеству участников станет наиболее масштабным в истории ШОС.

— Какие сложности и возможности Вы видите во взаимодействии
с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу? Какие страны демонстрируют наибольшую инициативу и интерес
к институциональному сближению?
— Сообщество ШОС, включающее в себя сегодня 10 государств-членов,
2 государства-наблюдателя и 14 партнеров по диалогу, обладает высоким потенциалом для дальнейшего развития взаимодействия. В прошлом году
в Астане главы государств-членов ШОС заявили о том, что Организация готова развивать диалог, контакты и сотрудничество с другими государствами, международными и региональными организациями на основе консенсуса, принимать в качестве новых членов страны, которые разделяют цели, задачи и принципы Хартии ШОС.
Руководствуясь этим принципом, Организация за 24 года формализовала отношения с семью учреждениями и органами ООН – Секретариатом, УНП ООН, ЭСКАТО, ФАО, УКГВ ООН, ЮНЕСКО и ЮНЕП, а также с восемью региональными организациями – СНГ, ОДКБ, СВМДА, ЕЭК, АСЕАН, ОЭС, МККК, ЛАГ.
Сейчас наша задача – повышение практической отдачи от взаимодействия с этими объединениями.

— Как ШОС выстраивает отношения с другими международными организациями? Есть ли планы по институциональному сближению или совместным программам, например, с ОДКБ, БРИКС или ЕАЭС?
— Как было отмечено, у ШОС имеется развитая сеть партнерских связей с международными и региональными организациями.
Стала традицией практика проведения совместных мероприятий с ООН и ее спецучреждениями, которые проходят в Нью-Йорке, Вене, Бангкоке, Найроби.
В силу схожести повестки дня и состава участников Организация активно взаимодействует с такими партнерами, как ОДКБ и СНГ, разрабатывая и исполняя планы действий. Также, к примеру, в начале следующего года планируем принять «Дни ЕАЭС» на базе Секретариата ШОС в Пекине.

— Какие приоритеты стоят перед Секретариатом при подготовке к саммиту ШОС в Тяньцзине? Как выстраивается работа
с принимающей стороной, и какие ключевые темы, по Вашему мнению, могут задать стратегический вектор Организации на ближайшие годы?
— Саммит является важнейшим событием, в ходе которого главы государств-членов подводят итоги работы ШОС минувший за год и строят планы на будущее. В этом году лидеры соберутся 31 августа –
1 сентября в Тяньцзине под председательством китайской стороны.
Лидеры более 20 стран и высшие должностные лица
10 международных организаций будут принимать участие в мероприятиях
в Тяньцзине в расширенном формате. Пожалуй, это будет наиболее масштабный саммит в истории ШОС.
В настоящее время Секретариат, содействуя китайскому председательству и другим государствам-членам, работает над содержательным наполнением и организационной подготовкой Тяньцзиньского саммита.
Уверены, что встреча лидеров увенчается содержательными результатами, что выведет Организацию на новую траекторию развития.
Касательно ключевых тем, которые будут оставаться в фокусе внимания ШОС в ближайшие годы, хотелось бы выделить следующее.
Во-первых, укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами.
Во-вторых, совместное противостояние традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности на пространстве ШОС.
В-третьих, совершенствование деятельности ШОС, в том числе структур обеспечения безопасности, укрепление институциональных основ, повышение эффективности работы действующих органов и механизмов отраслевого взаимодействия.
В-четвертых, углубление практического сотрудничества в сферах торговли, экономики, финансов и инвестиций, высоких технологий, включая цифровое и «зеленое» развитие, в интересах создания новых точек роста, обеспечения устойчивого развития государств-членов, повышения благосостояния и уровня жизни их народов.
В-пятых, поощрение культурно-гуманитарного сотрудничества, укрепление контактов между народами стран ШОС в интересах добрососедства, дружбы и сотрудничества.
В-шестых, придание новой динамики взаимодействию с наблюдателями и партнерами по диалогу для эффективного использования растущего политического, экономического и ресурсного потенциала ШОС.
В-седьмых, повышение авторитета и влияния ШОС на глобальной арене.
В Стратегии развития ШОС до 2035 года, которая будет принята по итогам Тяньцзиньского саммита, все эти приоритеты будут детально прописаны.

траектория для ШОС