Быть в курсе всех новостей
Telegram

Шёлк, пиксели
и голоса
улиц

Мери Геворгян —
корреспондент московского бюро японского информационного агентства Jiji Press
От каваии до отаку: скрытая энергия, которая меняет современную Японию
Комикет (от Comic Market) — крупнейшая в мире ярмарка самостоятельно изданных комиксов (додзинси) и фанатской продукции, проводимая два раза в год в Токио

Дело Цутому Миядзаки — резонансная серия убийств детей в Японии в 1988-1989 годах, совершённая мужчиной, увлекавшимся аниме и хоррором. СМИ связали его преступления с субкультурой отаку, что сформировало в обществе негативный образ фанатов

На яп. тэцудо: — железные дороги
Япония в сознании многих людей предстает как страна, где преемственность традиций и строгое соблюдение социальных норм составляют основу общественной жизни страны. Безусловно, такое восприятие не лишено смысла, однако сегодня в обществе с традициями гармонично сосуществуют современные субкультурные направления. Они позволяют молодежи—как в Японии, так и за ее пределами—следовать универсальным стремлениям: поиску идентичности, стремлению к свободе, праву быть собой.

Японские молодёжные субкультуры стали важным культурным социальным феноменом, задающим тренды внутри страны и за рубежом. Некоторые из них стали популярны в мире, превратились в визитную карточку Японии и вносят ощутимый вклад в экономику страны, заняв своё место в международном культурном диалоге.

Одним из наиболее показательных и многослойных проявлений современной японской субкультуры является направление отаку (яп. お宅 или オタク).

Изначально отаку в японском языке служит уважительным обращением, аналогичным русскому «Вы» или «Ваш». Однако в субкультуре это слово претерпело значительные изменения. В 1980­х годах японский исследователь-­эссеист Акио Накамори (наст. имя Ясутомо Сибахара)
впервые использовал понятие отаку для описания людей, собирающихся на ежегодной крупной ярмарке комиксов «Комикет» (яп. コミックマーケット, Комикку Ма:кэтто). С тех пор термином отаку стали обозначать увлеченных фанатов аниме, манги и других направлений японской культуры.

Отаку долгое время имел негативный оттенок и ассоциировался с социально-­опасными, замкнутыми и чрезмерно фанатичными людьми. Однако с конца 1990­х годов этот образ был реабилитирован, в частности, благодаря успеху японской массовой культуры за рубежом. Особую роль в этом сыграл культовый аниме-­сериал «Евангелион» (1994-1995 гг.), завоевавший популярность в Японии и за рубежом. После него не только японские, но и иностранные поклонники стали соотносить себя с субкультурой отаку.

Особую популярность отаку-культура завоевала с широким распространением Интернета, который стал главной платформой для общения и творчества ее последователей. Хотя само слово отаку в современной Японии воспринимается как устаревшее, оно по-прежнему широко используется и прочно связано в общественном сознании с определёнными жанрами японской массовой культуры—аниме, мангой, видеоиграми, идолами и другим контентом.

Фанаты аниме формируют субкультуру, известную как аниме-­отаку (или сокращенно аниото—от сочетания слов «аниме» и «отаку»). Аниме-отаку—это не просто зритель, увлеченный аниме, он, как правило, обладает глубокими знаниями в области японской анимации, активно поддерживает индустрию, покупая мерч и участвуя в жизни аниме-­сообщества.

Поклонников японской поп-культуры идолов или айдолов (яп. アイドル, айдору—кумиры из медиасреды: певцы, актеры, модели) называют айдору-­отаку или сокращенно доруота (от сочетания слов айдору и отаку). Доруота активно поддерживают своих кумиров, посещая их концерты и другие публичные выступления.

Фанаты манги—манга-­отаку—не ограничиваются чтением комиксов:они коллекционируют любимые тома, посещают тематические мероприятия, ведут блоги, делятся обзорами. Выражение любви к миру японских комиксов становится частью их повседневной жизни.

Любители видеоигр объединены в сообщество гейм-отаку (яп. ゲームオタク, гэ:му отаку)—фанатов видеоигр. Субкультуру гейм-отаку характеризует не только любовь к видеоиграм, но и всесторонний интерес к индустрии в целом. Её последователи принимают участие во всех фестивалях, презентациях и других событиях, связанных с игровым миром, разумеется, активно играют в видеоигры, собирают мерч, смотрят различные стримы.
Одним из популярных направлений отаку-­субкультуры является тэцудо:-отаку (яп. 鉄道オタク) или сокращенно тэцуота (яп. 鉄オタ). Это фанаты поездов. Что не удивительно: для японцев поезда являются символом технологического прогресса страны, и в некотором смысле фанаты своим увлечением демонстрируют гордость за достижения своей страны. Внутри субкультуры тэцуота выделяются различные направления: любители фотографировать поезда—тори-тэцу (яп. 撮り鉄), любители слушать звуки поездов—ото-тэцу (яп. 乗り鉄), любители читать о них—ёми-тэцу (яп. 読み鉄) и другие.

Относительно новая форма отаку-идентичности—это витубер-­отаку (англ. Virtual YouTuber, V-тубер)—поклонники виртуальных стримеров, ведущих трансляции на онлайн-платформах. Используя 2D- или 3D-аватары и технологии захвата движений, они создают эффект живого общения с аудиторией. Феномен VTuber-отаку начал набирать популярность вместе с появлением в 2016 г. виртуальной стримерши Kizuna AI. Её успех способствовал возникновению специализированных агентств, занятых созданием, продюсированием и продвижением виртуальных айдолов и блогеров.

Ярким символом японской молодежной культуры—и следовательно, важнейшим направлением отаку-субкультуры—является косплей (яп.コスプレ, косупурэ)—искусство перевоплощения в персонажей из аниме, манги, видеоигр. Эта культура давно вышла за пределы Японии и стала популярна во многих странах мира. Последователей косплея принято называть косплеерами. Подобная творческая форма самовыражения собирает поклонников на фестивали, фотосессии и тематические мероприятия. Регулярные встречи—«Комиконы» и «Комикеты»—собирают многотысячную аудиторию со всего мира. Косплеер, облачаясь в образ любимого героя, старается не просто воспроизвести внешний облик персонажа, но и передать его мимику,характерные манеры, создавая живой и узнаваемый образ.

В многообразии визуально ориентированных субкультур нельзя не упомянуть концепцию каваии
(яп. 可愛い, «милый», «прелестный»), суть которой изначально сводилась к подчеркиванию эстетически привлекательной, «милой» стороны вещей. Однако со временем каваи и перестала быть исключительно визуальной категорией и стала включать в себя также невербальное выражение внутреннего психологического состояния человека.

Универсальный язык самовыражения через образы сделал культуру каваии популярной за пределами Японии, она стала своего рода «мостом», соединяющим поклонников японской культуры. В русскоязычной среде нередко употребляется адаптированная форма «кавайный,кавайно»—«мило, красиво»: кавайное платье, кафе, кавайный макияж и т. д. Классический образ в стиле каваии связан с эстетикой детства и инфантильности. Во внешнем облике каваии много пастельных тонов, милых аксессуаров и декоративных деталей. Такой стиль можно встретить как у школьниц, так и у взрослых японок, стремящихся подчеркнуть нежную, наивную, «детскую» сторону своего характера.
На яп. ото — звук. На яп. ёму — читать. Образованное сочетание на основе глагола ёму и отаку.Японское сокращение от слова costume play, которое на японском звучит как «косупурэ»: «косу» — от слова costume, «пурэ» — play
V-Tuber — виртуальный стример, выступающий в образе аниме-персонажа с помощью 2D- или
3D-аватара.
Ai Kizuna — первая широко
известная виртуальная ютуберша (V-Tuber), дебютировавшая в 2016 году.
На яп. тору — фотографировать.
Образованное сочетание на основе
глагола тору и отаку
Японское сокращение от слова Сomic book convention — крупнейший в мире фестиваль индустрии развлечений, поп-культуры и комиксов. Существует несколько вариантов транскрипции слова. В настоящей статье используется вариант каваии — как наиболее точно передающий оригинальное японское произношение
Косплей — это искусство перевоплощения в персонажей из аниме, манги, видеоигр, фильмов или других произведений
Косплей на Наруто — героя одноименной манги и аниме о жизни подростка-ниндзя Наруто Удзумаки, мечтающего достичь признания и стать главой своего селения. Наруто Удзумаки — главный герой одноименной манги «Наруто» и аниме.
Мику Хацунэ — косплей на японскую виртуальную певицу, созданную компанией Crypton Future Media
Более мечтательные представители кавайной субкультуры называются юмэ-каваии (яп. 夢かわいい). В их образе преобладают нежные цвета—розовый, сиреневый, голубой. В качестве аксессуаров используют фантазийные, сказочные мотивы: единороги, облака и другие. Юмэ-каваии—это способ психологического ухода от давления реальности, выражение уязвимости через мечтательную эстетику, которая понятна и близка многим во всем мире.

Другая форма каваии-­эстетики—ями-кавай (яп. 病みかわいい) или «милота в темных оттенках». Его последователи предпочитают темные цвета и атрибуты, относящиеся к болезням—бинты, таблетки—так человек передает внутреннее психологическое состояние, депрессивное и тревожное, но в милой обёртке.

К альтернативной форме субкультуры каваии причисляют и направление мори га:ру (яп. 森ガール) или мори гёрл—стиль, популяризирующий романтичный образ «лесной девушки», которая ценит природу, не поддаваясь бесконечной суете вокруг. Мори гёрл можно опознать по платьям в свободном стиле, цветочным принтам, одежде в натуральных цветах—белом или хаки.

В наши дни субкультура мори гёрл преобразилась, став частью более широкой «натуральной» или «винтажной» эстетики. В глобальном масштабе мори гёрл резонирует с трендом на осознанность, замедление ритма жизни и бережное отношение к природе.

Субкультуры Японии стали важной формой выражения индивидуальности, предлагая молодежи альтернативные пути самовыражения—как внешнего, так и внутреннего—в стандартизированном обществе. Язык субкультур превращается в некий мост, разрушая барьеры и облегчая взаимодействие между людьми по всему миру. Через образы, интересы и ценности они способствуют формированию глобального пространства взаимопонимания, преодолевающего географические и культурные границы.
Рэй Аянами — косплей на одну
из главных персонажей анимесериала и манги «Евангелион».


Сэйлор Мун — главная героиня
одноимённой манги и анимесериала, созданного Наоко Такэути в 1991 году
Мори-гёрл — «девушка из леса» —
стиль, вдохновлённый природой
и образом жизни в гармонии
с лесом.
Hello Kitty — культовый персонаж
японской поп-культуры, созданный компанией Sanrio в 1974 году. Один из символов культуры каваии.
Юмэ-каваии — стиль, сочетающий
мечтательную эстетику с элементами милоты
Ями-каваии — японский стиль, сочетающий милые и яркие вещи с мрачными или «болезненными»
деталями, вроде повязок, таблеток или грустных надписей.
На яп. юмэ — мечта. Юмэ-каваии можно передать как “милый как в мечтах”. Ями” — болезненный, мрачный “Мори” — лес, “га:ру” — японское прочтение англ. слова girl — девушка.