Дальний Восток России обладает колоссальным экономическим потенциалом: богатейшие природные ресурсы, выгодное географическое положение и растущее внимание со стороны азиатских рынков. Эти слова вы прочтёте в любом официальном документе, описывающим очередной рецепт спасения восточного края нашей страны. Всë это так, но только на бумаге. На деле же макрорегион по-прежнему переживает кризисный период, а базовые причины этого кризиса—отсутствие достаточного количества людей, готовых жить и работать на Дальнем Востоке, и дефицит частного капитала, который может быть инвестирован в долгосрочные проекты. Эти проблемы связаны друг с другом и, очевидно, не имеют решения без применения специальных государственных программ
Главной темой Восточного экономического форума в этом году станет государственно-частное партнёрство во всех его форматах: от концессионных соглашений до специальных инвестконтрактов. ВЭФ как площадка для обсуждения такого партнёрства выбран не случайно. Уже очевидно, что только с использованием ГЧП, с распределением проектных рисков между частной стороной и публичной, возможны полноценное раскрытие потенциала Дальнего Востока, его индустриализация, создание новых производств и инфраструктуры, а также привлечение новых жителей.
Нельзя сказать, что в регионе вообще не ведётся индустриализация. За десять лет запущено 2,9 тыс. инвестиционных проектов с использованием господдержки. Общий заявленный объём вложений в них—10,6 трлн рублей, на деле пока вложено 5,1 трлн. Для тех, кто плохо ориентируется в рядах нулей,—это очень много, больше чем в среднем по России в 2,5 раза. На практике эти деньги—944 предприятия и 165 тыс. рабочих мест. Правда, пока основные инвестиции идут в добывающие отрасли—от заготовки леса до разработки рудных месторождений.
Премьер-министр Михаил Мишустин во время рабочей поездки в ДФО отметил, что «важно не просто добывать, а создавать готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью». В пример можно привести проекты в сфере СПГ: новые перерабатывающие заводы строятся в Приморье и Хабаровском крае.
Впрочем, ударный рост вложений в дальневосточные проекты можно объяснить низкой базой—многие годы макрорегион был аутсайдером по объёму привлеченных инвестиций. Сейчас же, после резкого скачка, темпы инвестирования вновь могут замедлится из-за характерных для Дальнего Востока сдерживающих факторов.
В первую очередь, это катастрофическая нехватка рабочей силы. Регионы ДФО занимают более 40% территории страны, но живут здесь 7,8 млн человек—немногим больше 5% всего населения. Из них лишь 4,7 млн трудоспособных. К сожалению, население продолжает сокращаться: за последние 30 лет оно уменьшилось почти на 2 млн человек. Люди покидают регион из-за неразвитости социальной инфраструктуры и сохраняющегося дефицита качественного жилья.
Решить вопрос жилья призвана дальневосточная ипотека—едва ли не последняя льготная кредитная программа в стране. Из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры, малого объёма производства стройматериалов, и довольно сурового климата, себестоимость как многоквартирного,
так и индивидуального жилья получается ощутимо выше, чем в европейской части страны. Тем не менее, объём строительных работ в ДФО вырос в 3,3 раза больше, чем в среднем по стране.
Различные формы партнёрства государства и частных инвесторов—это не просто финансовые инструменты, а стратегические механизмы, способные превратить ДФО в динамично развивающийся макрорегион.
Переломить ситуацию и создать хотя бы в индустриальных центрах Дальнего Востока современную жилую инфраструктуру—а это не только дома, но и школы, больницы, театры и т. д.—на нынешнем этапе развития страны можно лишь с привлечением льготного целевого финансирования, в том числе и от национальных институтов развития.
Сейчас государственно-частное партнёрство находится буквально на пороге ренессанса. Не секрет, что многие годы проекты ГЧП сдерживались неопределённостью в нормативных формулировках и, как следствие, повышенным вниманием (зачастую вполне обоснованным) к сделкам со стороны правоохранительных органов. Но разворот «лицом к ГЧП» всё же происходит. На уровне Президента принято решение о включении ВЭБа во все крупные партнёрские проекты—в роли признанной всеми структуры, оценивающей эффективность для государства соглашений с частным партнёром. Ряд готовящихся законодательных инициатив (если они будут приняты) позволит упростить концессионное строительство некоммерческих объектов, в частности, школ и вузов. Всë это должно заставить частные «кошельки» раскрыться для вложений в проекты с очень отдалённым горизонтом окупаемости.
Дальний Восток—это не только «ресурсная кладовая», но и потенциальный промышленный хаб для Азиатско-Тихоокеанского региона. Его создание и полноценное функционирование сейчас почти полностью зависит от эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Различные формы партнёрства государства и частных инвесторов—это не просто финансовые инструменты, а стратегические механизмы, способные превратить ДФО в динамично развивающийся макрорегион