Быть в курсе всех новостей
Telegram

Краски
будущего

Вдохновлённый Востоком и преданный Родине, он оставил миру идеи, которые звучат как руководство к действию
в XXI веке.
На обширном ландшафте отечественной культуры, среди десятков гениальных творцов, выделяется фигура художника и мыслителя, путешественника и философа, выдающегося гуманиста и борца за сохранение культурного наследия Николая Константиновича Рериха (1874-1947), масштаб достижений и многогранность таланта которого сравнима с титанами эпохи Возрождения.

Влияние Рериха на мировую культуру поистине грандиозно! Это тысячи полотен, которые хранятся в крупнейших мировых коллекциях, множество археологических находок, сделанных в России и за рубежом, литературные произведения, осмысляющие важнейшие духовные вопросы человечества. Рерих с юности обладал многими качествами, характеризующими его как представителя нового сознания: синтетическое мышление, богатое воображение, чуткость восприятия, требовательное отношение к себе.

В России он являлся председателем художественного объединения «Мир искусства» и секретарем Императорского общества поощрения художеств. После революции 1917 года великий русский живописец оказался отрезан от родины: Финляндия, куда Рерих приехал из-за болезни лёгких, закрыла свои границы. До 1920 года Рерих жил в разных городах Европы, позже путешествовал по Америке, на его выставки и лекции приходили тысячи любителей искусства, в Нью-­Йорке он не только создал знаменитый собственный музей, но и был востребован как выдающийся организатор международных культурных учреждений, среди которых Институт объединенных искусств (Master Institute of United Arts), объединение художников «Пылающее cердце» (Cor Ardens), Международный культурный центр «Венец мира» (Corona Mundi), целью которых было сближение народов мира через культуру. Совершенно уникальную роль в мировой истории сыграл Пакт Рериха—важнейшая и благороднейшая инициатива художника этого периода, не утратившая своей актуальности по сей день. Он стал первым подписанным международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, впоследствии лёг в основу создания и деятельности ЮНЕСКО.

В 1923 году Рерих впервые приехал в Индию, откуда вместе с семьёй отправился в долгую, наполненную опасными событиями экспедицию по Центральной Азии, посетив Сикким, Кашмир, Ладакх, Алтай, Кашгар, Монголию и Тибет. Знакомство с Азией привело его к удивительному сравнению России и увиденных стран с «неотпитыми чашами» великого культурного потенциала. В 1929 году он поселился в Гималаях, где жил и творил вплоть до своей смерти.

В написанных особым авторским почерком картинах Рериха живут разные сюжеты—русские святые и отважные герои, китайские божества, персонажи народного фольклора Монголии или Тибета, волшебные сияющие гималайские серии.

На его родной земле переплелось множество культур, сошлись Восток и Запад, поэтому один из основных постулатов в наследии Рериха—важнейшее и непреходящее значение культуры в мировом контексте.

Рерих включал в широкое понятие культуры синтез лучших достижений человеческого духа в области науки, искусства, религии и образования. «Культура и неразрывно связанная с ней красота,—говорил мастер.—Создают ту высокую духовную энергетику, которая и способствует эволюции человечества, является её движущей силой». Ему было свойственно мышление творца, в котором преобладает нравственное начало, через которое обретается целостное, гармоничное видение мира. Действия человека с таким мышлением осознанно эволюционны и ориентированы на будущее, поэтому Рерих и предвидел все вызовы, которые несёт современный мир. Глубокие мысли и яркие образы Рериха—неотъемлемая составляющая общечеловеческой культурной
сокровищницы и неувядаемое послание человечеству о красоте и необходимости её защиты. Всё это было органично мироощущению выдающихся деятелей культуры России, и на современном этапе актуально вписывается в необходимость гармонично соединять социальное, экономическое, политическое развитие, а также технические достижения с духовным развитием личности. Рерих остро осознавал свой долг перед Россией; его великое творческое наследие, совокупность гуманистических, миротворческих и философских идей были предназначены, прежде всего, для Родины, принимающей сложные глобальные вызовы современности. Россия Рериха—
страна великого прошлого и огромного потенциала в настоящем, мощно устремленная в будущее. На своём эволюционном пути Россия остается страной подвижников, первооткрывателей, творцов и странников. Деятельность Рериха, ориентированная на объединение наций и народов на социокультурной основе, в первую очередь, в Евразии, является огромным вкладом и движущей силой в актуализации евразийских идей. Его фундаментальная концепция об общности судеб и духовных ориентиров русского и восточных народов учитывает всю совокупность факторов, в том числе особенности географического
расположения и системы укладов жизни, и может служить действенным основанием для формирования новых евразийских союзов.
Борис Иогансон
— российский деятелькультуры, историк искусства, кандидат искусствоведения, С 2024 — директор Музея Рерихов
Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны.