ОТ ПОДНЕБЕСНОЙ
К ПРЕПОДОБНОМУ
От масштабных сражений Средневековья до Instagram-кадров XXI века—лавра умеет говорить с гостями на любом языке. Китайские туристы находят здесь и красоту, и смысл, и ту самую «русскую душу», о которой они читали в книгах
Иеромонах Поликарп (Тибанов Иван Евгеньевич),
насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В последние годы интерес китайских туристов к русской культуре и духовному наследию устойчиво растет. Одним из самых посещаемых ими мест стала Свято-Троицкая Сергиева лавра—знаменитый православный мужской монастырь, расположенный в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад.
Основанная в XIV веке преподобным Сергием Радонежским, лавра является не только духовным центром русского православия, но и настоящей сокровищницей отечественной истории. На её территории сохранились уникальные постройки и святыни XV века, что делает монастырь важнейшим объектом культурного наследия. В 1993 году ЮНЕСКО включило лавру в список Всемирного наследия, и сегодня она единственный объект в Московской области, удостоенный этого статуса.
Уникальность лавры заключается в том, что здесь особенным образом соединяются история, культура и религия. Лавра—это врата в Золотое кольцо России и культурно-исторический памятник мирового значения.
Как крупный центр паломничества и туризма, лавра привлекает множество иностранных гостей, среди которых особое место занимают туристы из Китая. Монастырь входит в большинство экскурсионных программ, предлагаемых китайским путешественникам, что свидетельствует о растущем интересе к русской религиозной традиции, истории и архитектуре.
Так Свято-Троицкая Сергиева лавра становится не только символом русской духовности, но и важным мостом культурного взаимодействия между Россией и Китаем.
На протяжении веков суть паломничества остается неизменной—это осознанное духовное путешествие, требующее внутренней готовности преодолеть трудности ради встречи со святыней. Цель паломника — не просто посетить значимое место, но и приобщиться к сакральному опыту: к участию в церковных таинствах, к молитве и получению благодати, которая будет поддерживать его долгое время после возвращения.
В отличие от паломничества, туризм предполагает более светский подход: знакомство с историей, архитектурой и культурными памятниками. Для туристов важны новые впечатления, эмоции и расширение кругозора, взаимодействие с местными традициями и людьми. Свято-Троицкая Сергиева лавра, один из главных духовных центров России, успешно сочетает оба формата. Здесь есть все условия и для паломников, и для туристов. Но особое значение имеет трансформация туристического интереса в духовный поиск. Многие гости, приезжающие лишь ради исторического наследия, проникаются атмосферой святости и возвращаются снова, но уже как паломники.
Этот феномен особенно заметен среди китайских гостей, интерес которых к русской культуре постепенно перерастает в глубокое уважение к её духовным традициям. Так лавра становится не только туристической достопримечательностью, но и мостом между разными мировоззрениями, открывает новые пути для межкультурного диалога.
Свято-Троицкая Сергиева лавра продолжает удерживать лидерство среди самых посещаемых
гостями из Китая экскурсионных объектов Подмосковья. Так, в 2019 году, до пандемических ограничений, на официальных экскурсиях по монастырю побывали около 700 тысяч китайских туристов. А реальное количество гостей из Поднебесной, побывавших в лавре, было значительно выше.
Данные за 2020-2025 годы свидетельствуют о постепенном восстановлении туристического
потока. Показатели посещаемости уверенно приближаются к доковидным значениям, что говорит
о сохраняющемся интересе китайских путешественников к русской духовной культуре. Этот тренд особенно важен для развития культурного диалога между нашими странами. Чем же лавра интересна китайским туристам и каким способом удалось привлечь внимание туроператоров? И как о лавре узнают индивидуальные туристы из КНР? О нас знают благодаря участию лавры в международных туристических выставках, в том числе и в Китае.
Китайских туристов привлекает сама атмосфера лавры. На её территории для наших гостей есть
удобная навигация, в том числе и на китайском языке. Полученными здесь эмоциями наши гости
делятся со своими близкими, и те тоже стремятся приехать к нам.
Гости из КНР любят запечатлевать лучшие виды лавры. Наши соотечественники не отказывают им
в просьбах, фотографируясь вместе на фоне красот монастыря. За такие душевные поступки китайцы
всегда очень благодарны. Для китайцев самым привлекательным в истории России является победа в Великой Отечественной войне и послевоенное строительство, то есть победа духа, стойкость, мужество и умение воссоздавать в едином порыве разрушенное или утраченное. Это связано с тем, что и в Китае очень сильно развит дух коллективизма, и они также считают себя сильными духом.
Китайцам очень интересно узнавать о том, что монастырь—это ещё и сложная хозяйственная организация: комплекс монастырских зданий состоит и из церквей, и из гражданских построек.
В один из самых сложных периодов русской истории Троицкий монастырь показал свою стойкость и твердость. Он стал настоящим оплотом русской государственности
В лавре мы говорим и о роли преподобного Сергия Радонежского в строительстве монастыря: он был учителем, духовным наставником, трудился наравне с другими монахами. Часто брался за самые сложные работы.
Также мы говорим о том, что за советом к Сергию обращались не только простые люди, но и князья. Особенно его почитал московский князь Дмитрий Донской. Святой монах Сергий благословил князя Дмитрия на битву с монголами. К тому времени Русь уже почти 150 лет находилась под татаро-монгольским игом. Монголы постоянно приходили на Русь, грабили и жгли города, уводили людей в плен. Русские люди должны были платить им дань.
В 1380 году князь Дмитрий решил сразиться с монголами. Но перед битвой пришел получить благословение у святого Сергия. Святой монах Сергий поддержал князя Дмитрия. Вместе с ним он послал на битву двух монахов. Благословение сплотило русское войско и превратило сражение с монголами в священную битву.
Войско князя Дмитрия одержало победу в битве на Куликовом поле. С этой важной победы началось освобождение Руси от ненавистного татаро-монгольского ига.
Также для гостей из Китая мы делаем особый акцент на событиях осады Лавры польско-литовскими интервентами в начале XVII века. В сентябре 1608 года к стенам Троицкого монастыря подошло огромное 30- тысячное войско. Монастырь был осажден. Число защитников обители не превышало 2 500 человек. Среди них были монахи, крестьяне окрестных сел с женами и детьми и воины гарнизона, стоявшего в монастыре. 63 орудия обстреливали стены этого монастыря. Осада продлилась 16 месяцев и завершилась только в январе 1610 года.
В один из самых сложных периодов русской истории Троицкий монастырь показал свою стойкость и твёрдость. Он стал настоящим оплотом русской государственности.
Поэтому мы говорим нашим гостям из КНР ещё и о том, что Троицкий монастырь является также важным памятником древнерусского фортификационного искусства. Это настоящая крепость. Каменная ограда монастыря была возведена в середине XVI века по указанию царя Ивана Грозного. Общая протяженность стен составляет около полутора километров. По стенам располагаются 11 башен.
Монастырские стены были призваны не только защитить монастырь от неприятеля, но и символизировали его духовную мощь.У гостей из Поднебесной вызывает интерес и даже порой недоумение наша традиция покрывать золотом кресты и купола храмов. Самый главный Троицкий собор лавры имеет даже золотую кровлю (крышу). Мы поясняем, что эта традиция началась еще до нашей эры (до Рождества Христова) и имеет в своей основе религиозный символизм, культурные и исторические традиции, а также практические соображения.
Объясняем, что золотые купола—это наша жертва богу. С одной стороны, наши жертвы не нужны богу, ему и так принадлежит весь мир. Но принесение даров творцу учит нас, наше человеческое сердце, благодарности. Объясняем и символику золотого купола храма как горящей свечи, устремленной к создателю.
Как в песне Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом—Чтобы чаще господь замечал…». Эта песня посвящена России, которую Высоцкий видит только верующей, неразрывно связанной с христианством.
Особое внимание уделяется содержанию экскурсионных программ для китайских туристов.
Купола Лавры сияют золотом не только ради красоты, они как жертва, как знак веры и свет, ведущий к небу
В этой работе участвуют ведущие эксперты-китаеведы, представители информационного агентства «Синьхуа» и гильдии переводчиков. Регулярные семинары для экскурсоводов позволяют глубже раскрывать особенности русской духовной культуры для гостей из Поднебесной, а также способствуют пониманию нашими экскурсоводами менталитета Китая.
Кроме того, на территории лавры, в Московской духовной академии, действует дальневосточный центр, работающий уже более двадцати лет (основан в 2001 году). Основатель центра и его главный преподаватель—доктор наук иеромонах Серафим (Петровский Евгений Юрьевич), выпускник кафедры китайской филологии восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного университета.
Каждый студент может факультативно изучать китайский язык и при должном успехе отправиться на языковую стажировку в КНР.
Особый акцент в образовательной программе делается на истории российско-китайских отношений. В частности, на служении в Харбине, который был основан в 1898 году строителями Китайской восточной железной дороги. Есть тема о храмах Маньчжурии, о пекинской духовной миссии, о феномене албазинцев—потомков казаков-первопроходцев, история которых восходит к XVII веку. Когда в 1685 году, после завершения осады Албазинского острога войсками китайского императора Сюанье, в Пекин прибыли несколько десятков пленных из состава гарнизона Албазина, впоследствии зачисленных на императорскую военную службу. Среди них был и священник Максим Леонтьев Толстоухов.
Для окормления албазинцев на месте буддистской кумирни с разрешения властей была построена часовня, освященная во имя святителя Николая Чудотворца. В 1698 г. думный дьяк А. А. Виниус писал из Тобольска российскому царю Петру I Алексеевичу о том, что в Пекине построена русская церковь и что многие китайцы крестились. Пекинская духовная миссия на протяжении двух веков вела миссионерскую деятельность, изучала китайский язык и культуру, переводила богослужебные тексты, выступала дипломатическим посредником.
Когда после революции в России число русских беженцев и эмигрантов в Маньчжурии значительно выросло, город Харбин стал такой же Меккой для них, как в Западной Европе Париж. Русские эмигранты, которых китайцы гостеприимно приняли, были тем основанием, на котором формировалось православие в Китае. Кроме того, ни в одной другой стране мира не сохранились в такой полноте традиции, культура, старый уклад дореволюционной России и вера. Поэтому в Харбине, Циндао, Сань Хэ и иных городах Китая Пасха, Рождество и другие церковные праздники были не только праздниками православных эмигрантов, но и праздниками всех местных жителей.
Свято-Троицкая Сергиева лавра сегодня выступает не только как духовный центр, но и как важный узел культурного взаимодействия России и Китая. Через образовательные программы, исторические исследования и качественные экскурсионные услуги происходит глубокий диалог между нашими культурами. Сохранение памяти о русском наследии в Китае и растущий интерес китайских туристов к русской духовности создают прочную основу для более глубокого взаимопонимания между нашими народами. Этот культурный обмен, уходящий корнями в историю, продолжает обогащать обе стороны и в XXI веке.