Уроки
АнтропофАгии
Рецепты идентичности
в популярной музыке.
Олег Скворцов, председатель правления
Ассоциации российских банков, коллекционер виниловых пластинок и ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса» разобрал для «Евразимута», как возникла самобытная бразильская музыка
Россия, Китай, Индия, Бразилия—культурные коды этих стран формировались столетиями и даже тысячелетиями. Но лишь одна страна смогла и сохранить, несмотря на многочисленные влияния, свою уникальную самобытность, и оказать влияние на другие страны. Это Бразилия. Бразильская музыка (это касается и поп-музыки, и джаза) завоевала популярность за пределами своей страны. Давайте рассмотрим этот феномен, проследим истоки этой самобытности.
В 1822 году была провозглашена независимость Бразилии от Португалии, в 1888 году произошла отмена рабства. С концом монархии была провозглашена Первая Бразильская республика. Развитие страны сопровождалось политическими и экономическими потрясениями.
А что происходило с музыкой? Коренные жители страны индейцы со своими ритуальными танцами и тростниковыми дудочками, португальцы с европейской традицией и городскими романсами фаду, потомки рабов из Африки со своими ритмами, практиковавшие песню-танец лунду, заложили базу для создания уникальной и разнообразной музыкальной культуры.
Классическая музыка развивалась своим уникальным путем. С 1922 года начались революционные изменения, пионером которых стал Эйтор Вила-Лобос (Heitor Villa-Lobos, 1887-1959). Он и его сподвижники поставили перед собой задачу синтеза бразильских фольклорных мелодий и ритмов в камерные и симфонические композиции, используя классические и авангардные методы из Европы. Сформировались две школы: «национальная» (композитор Камарго Гуарньери и другие, которые искали вдохновение в народной музыке) и «Группа живой музыки» (Ханс-Йоахим Кёльройтер и его соратники, которые активно использовали атональности и додекафонию).
Даже салонные авторы писали музыку, отличающуюся заметной самобытностью. Так, Эрнесто Назарет (Ernesto Nazareth, 1863-1934) привносил терпкий и яркий местный колорит в свои танго, польки и самбы, которые и сейчас звучат живо и не архаично.
Наиболее известным произведением академической музыки являются «Бразильские бахианы» (Bachianas Brasileiras)—девять сюит Эйтора Вила-Лобоса, написанные между 1930 и 1945 годами. Они сочетают в себе элементы бразильской народной музыки с барочными формами, вдохновленными творчеством Баха. «Бахиана № 5» для голоса и виолончелей является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений композитора, принесшим ему мировую славу.
В 1928 году выходит «Манифест антропофагии» (Manifesto Antropófago или «Каннибалистический манифест») бразильского поэта Освальда де Андраде (Oswald de Andrade, 1890-1954). Он провозглашает культурный каннибализм—идею «поедания» чужих культур (европейской, индейской, африканской) и переваривания их в нечто новое, чисто бразильское. «Только антропофагия нас объединяет», говорил он, считая, что Бразилия должна не копировать Европу, а перерабатывать её наследие, смешивая с местными традициями. Манифест включает критику колониализма, высмеивает подражательность и предлагает создать автономную бразильскую идентичность. Ключевой вопрос—о выборе пути развития: дальнейшего впитывания и копирования инородной культуры или поиска своего национального колорита. В «Манифесте» использованы идеи
Монтеня, Маркса, Фрейда и Бретона.
В 60е годы идеи антропофагии возродились в движении «тропикалия» (Tropicália)—смеси музыки, театра и политики. Её отличительные черты:
• яркость, полистилистика, китч, заимствование из массовой культуры (и пародии на неё);
• сатира и социальный протест; против диктатуры, за свободу творчества.
«Поедай или будешь съеден» можно считать девизом «тропикалии». В 1968 году выходит пластинка Tropicália: Ou Panis Et Circencis при участии Каэтану Велозу (Caetano Veloso), Жилберту Жил (Gilberto Gil), Том Зе (Tom Zé), Нара Леао (Nara Leão), группы Os Mutantes и Гал Коста (Gal Costa). Она стала манифестом движения. Отметим название с опечаткой, возможно, осознанной, от латинского panem et circenses—«хлеба и зрелищ»). Кстати, несмотря на специфику политического режима в Бразилии, до 1985 года вышло 7 переизданий диска.
За основу взята история реального каннибализма индейского племени тупи и сюжет картины супруги поэта Тарсилы ду Амарал «Абапору» («Человек, который ест»).
Антропофагия стала не просто художественным манифестом, а философией культурного сопротивления и заложила основу для бразильского модернизма и постколониального мышления.
Антропофагия—это:
• синтез культур—смешение индейских, африканских и европейских элементов;
• национальная идентичность—отказ от комплекса «отсталой страны», гордость за гибридность;
• политический подтекст—критика империализма, поиск собственного пути.
Манифест Андраде—это революционный призыв к культурной независимости. Идея, что настоящая свобода—в умении «переваривать» чужое и создавать своё, во многом способствовала появлению самобытной бразильской музыки.
Прорыв в США случился чуть позже в том же 1962 году. Альбом Jazz Samba Чарли Берда и Стэна Гетца держался в чарте Billboard 200 70 недель, стал № 1 в 1963, а сингл Desafinado достиг 15го места в 1962м, что для джаза было редким явлением. Затем в 1963 году альбом Getz/Gilberto (с Антонио Карлосом Жобином (Antonio Carlos Jobim), возможно, самым известным бразильским автором и исполнителем, и Аструд Жилберту) достиг 2го места в чартах Billboard и продержался в топе 96 недель, а песня The Girl from Ipanema в 1964м стала хитом и получила Grammy за запись года.В 1965 году сольный альбом Аструд Жилберту The Astrud Gilberto Album также стал успешным, а в 1966м альбом проекта Сержиу Мендес Herb Alpert Presents Sergio Mendes & Brasil’66 достиг высоких мест в чартах, а всем известный кавер Mas Que Nada песни бразильца Жоржи Бена стал хитом. Так даже раньше «британского вторжения» в США произошло «бразильское».
Еще один бразильский гитарист Баден Пауэлл (Baden Powell) смело смешивал ритмы и мелодику боссы и самбы с приёмами джаза, его записи выходили во Франции и Германии, с ним сотрудничали многие известные музыканты — от бразильских звезд, таких как Винисиус ди Мораис, до американского джазмена Херби Мэнна и французского скрипача Стефана Граппелли.
Вернемся снова в Бразилию уже в 70е (даже в конец 60х), когда там возникло самобытное явление, которое обозначали аббревиатурой MPB (Música Popular Brasileira)—или просто бразильская поп-музыка. Стилистически это был синтез традиционных бразильских стилей (самба, босса нова, форро, африканские ритмы) с современными внешними влияниями (рок, джаз, фанк). Кто-то был ближе к самбе и боссе, кто-то, пройдя этап «тропикалии», стал исполнять менее эклектичную и экспериментальную музыку (Гал Коста, Жилберту Жил, Каэтану Велозу), другие исполнители тяготели больше к фанку, как Тим Майя (Tim Maia) и Жоржи Бен (Jorge Ben Jor).
В этом очерке мы не сможем охватить все направления и стили бразильской музыки, но необходимо отметить, что лучшим её образцам присуща яркая самобытность, во многом за счет синкретизма—смешения африканских, европейских, американских и местных традиций, ритмической сложности и разнообразия, лиричности — преобладали темы любви, тоски (saudade) и социальные мотивы, и, конечно, карнавальности — благодаря ощущению праздника, соединению ярких цветов и танца.
Из страны уезжали не только поп-исполнители. Так, композитор Жозе Сикейра (José de Lima Siqueira, 1907-1985), создатель первого в Бразилии национального симфонического оркестра, после установления военной диктатуры как сторонник левых и коммунистических взглядов в 1969 годы был вынужден уехать из страны. Он приехал в СССР и в 1975 году записал на фирме «Мелодия» ораторию «Кандомбле», основанную на афро-бразильских ритуалах и традициях потомков рабов.Но вернемся, к популярной музыке. В 50е годы произошёл расцвет самбы и появилась босса-нова. Нельзя отрицать влияние американского джаза на развитие этих стилей, но их обратное влияние на американскую поп-музыку и джаз были более значительными.
Кандомбле (Candomblé) — афро-бразильская религия, в основе которой лежат африканские верования, принесенные в Бразилию рабами, и традиции католицизма. Она основана
на вере в духов, связанных со стихиями и бытовыми аспектами жизни. В записи принимали музыканты и певцы из нашей страны, а также бразильская певица Алисия Рибейро. Сюита
«негритянская», но поют на языке индейского племени наго. Так появился удивительный артефакт музыкальной истории и пример пересечения культур и традиций.
В 1961 году американский флейтист Херби Манн (Herbie Mann) гастролировал в Бразилии. Он уже достаточно хорошо знал афро-кубинский джаз, но в отличии от него бразильская музыка была полна не только ритмами, но и замечательными мелодиями, которые, по словам Манна, «прекрасно комбинировались с ритмами». В 1962 году он выпустил вместе с бразильскими музыкантами одну из первых пластинок с джазовым прочтением босса-новы Do The Bossa Nova.
Микс традиционных бразильских и африканских ритмов, самба, босса, элементы американской и британской поп и рок-музыки, психоделия, немного джаза и кабаре… Сатира, пародии, обильные цитаты,—всё это сложно описать словами. Есть тут явные влияния (это же про каннибализм): Битлз, Боб Дилан, Фрэнк Заппа (Freak Out!), альбома Their Satanic Majesties Request Роллинг Стоунз… Но это не подражательство, а именно «переваривание».
Альбом имеет культовый статус: включен в разнообразные списки рекомендаций, занял второе место в списке журнала Rolling Stone 100 Greatest Brazilian Music Records. Считается, что альбом оказал заметное влияние на развитие бразильской музыки, и с этим я согласен.
Для понимания политического ландшафта в стране в то время несколько фактов:
• авторитарная военная диктатура управляла Пятой Бразильской республикой с 1 апреля
1964 года по 15 марта 1985 года;
• военный переворот в 1964 году был осуществлён высшими чинами бразильской армии и получил поддержку со стороны католической церкви и антикоммунистических движений, состоящих преимущественно из представителей бразильского среднего и высшего классов. На международном уровне поддерживался госдепартаментом США;
• были подавлены свобода слова и оппозиция.
Режим следовал политике бразильского национализма и антикоммунизма;
• путем довольно жёстких мер поощрялось экономическое развитие. За время правления военной диктатуры среднегодовой рост ВВП приблизился к 10%. Наибольший экономический рост был достигнут с 1969 по 1973 годы;
• в 1970 году Бразилия в третий раз выиграла чемпионат мира по футболу, что косвенно укрепило режим;
Официальный лозунг тех лет Brasil, ame-o ou deixe-o («Бразилия: люби её или брось её»). Именно цензура, ограничение свободы слова стали катализатором возникновения движения «тропикалия» (1968-1969 год). Военная хунта не одобряла выступления Жила и Велозу, считая их рассадником радикализма среди молодёжи. После демонстративного совместного концерта оба музыканта были в 1969 году высланы из страны (Brasil, ame-o ou deixe-o) и продолжили своё творчество в Лондоне.
Бразильская музыка остаётся одной из самых жизнерадостных и глубоких, продолжая и впитывать глобальные тенденции, и оказывать влияние на мировую музыку. Возможно, история и коды этой самобытности могут быть хорошим примером и для других стран, включая Россию, где существуют уникальные народные и национальные традиции, а классическая музыка мирового уровня (вспомним произведения Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского и других) даёт прекрасные примеры синтеза академической и народной музыки.
Я уверен, мы найдём много интересного и в музыке Китая или Индии, которые мы очень плохо знаем. Взаимное обогащение, культурный обмен, как говорили раньше, открывает новые возможности. Западные влияния в популярной музыке никто не отменяет, но односторонность не способствует развитию самобытности. Найдите записи бразильских музыкантов, которых я упомянул в этой публикации, и послушайте их, расширение музыкального кругозора ещё никому не вредило.