— Светлана Юрьевна, скоро будет год, как вы возглавили Московскую государственную академию хореографии. Можно подводить первые итоги вашей работы в качестве ректора?
— Безусловно, одним из самых значимых событий стал показ балета «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена на сцене Учебного театра МГАХ—четыре спектакля!
Они прошли в сопровождении Всероссийского юношеского симфонического оркестра (основатель, художественный руководитель и главный дирижер—Юрий Башмет) и Большого детского хора радио «Орфей». Дирижировал Игорь Разумовский. Это особенно важно, ведь впервые за тридцать лет в нашей оркестровой яме зазвучала живая музыка!
Потом с успехом прошли гастроли в Йошкар-Оле, в рамках Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов, и на Международном фестивале классического балета имени Рудольфа Нуреева в Казани. А завершающим аккордом учебного года стали две выпускные программы на Исторической сцене Большого театра.
За всё это время я организовала множество концертов в самой академии: это тоже важная часть нашей творческой жизни.
— Вспомните впечатления первых рабочих дней, когда вы пришли в МГАХ в должности ректора.
— Всё было в новинку: никого не знала, не понимала, в каком состоянии находится академия. Знакомилась с учениками, с педагогами, сотрудниками, вникала во все процессы. Но сразу расставила приоритеты. Главная моя цель—развитие академии и повышение качества образования. Была потрясена: в одном из ведущих хореографических учебных заведений мира не было
профессионального балетного пола! Хотя это уже давно стало стандартом оснащения всех крупнейших театров и балетных школ. А ведь это вопрос принципиальной важности: балетный пол—безопасность наших детей и сохранение их здоровья. Без современного покрытия невозможно
говорить о качественной профессиональной подготовке. Благодаря поддержке попечительского совета МГАХ удалось купить и установить покрытие и линолеум.
— Для выпускных концертов МГАХ вы придумали очень интересный ход: казалось, что в программе принимает участие вся академия.
— Так и есть. Мы её выстроили так, чтобы включить максимальное количество учащихся всех возрастов. Первое отделение—легендарный «Класс-концерт» Асафа Мессерера: в спектакле в танцевальной форме рассказывается, с чего начинается балет. Вторая часть—современная хореография. И в третьем отделении показали классику: первый вечер завершался сюитой из балета «Лауренсия», второй—третьей картиной «Лебединого озера».
— Почему выбор пал именно на «Лауренсию» и «Лебединое озеро»?
— Хотела очень ярко представить наших выпускников. На протяжении учебного года на концертах студенты исполняли отрывки из «Лауренсии»—и сольные фрагменты, и характерные танцы. Нужно было только сделать их единым целым. Но так как не все были заняты в «Лауренсии», а хотелось
вывести на сцену Большого театра каждого, то я решила добавить третью картину из «Лебединого озера». В ней много сольных вариаций, где каждый может показать себя. А еще знаменитое «черное па-де-де», которое было подготовлено под моим руководством. По итогу получили много хороших отзывов. Педагоги из Большого театра, присутствовавшие и на репетициях, и на концертах, сказали, что невозможно понять, что выступают дети—такой высокий уровень продемонстрировали студенты.
— Вы активно вводите в учебный процесс современную хореографию. Второе отделение выпускного МГАХ целиком состояло из нее. Почему это важно?
— Считаю, что современный артист балета должен быть универсальным и уметь танцевать всё: афиша любого театра строится из спектаклей в разных стилях. Мы обязаны научить будущих артистов профессионально исполнять как классический, так и современный репертуар. Академия идет в ногу со временем.
— Какие произведения составили программу современной части выпускных?
— Это сочинения Александра Сергеева, Дмитрия Брянцева, Олега Габышева. Также был показан номер «К свободе» в хореографии Ле Тхи Фыонг Ань, исполненный нашим выпускником из Вьетнама—Фам За Минем. Он произвел настоящий фурор.
— Ждать ли ли выпускные показы, гастрольные туры или проекты академии в странах Евразийского союза и в Китае, включая регионы Дальнего Востока?
— Пока не получали таких приглашений, но буду рада, если они появятся, с удовольствием их рассмотрим. Уверена, что наше учебное заведение может достойно представить Россию за рубежом.
— У МГАХ три филиала — в Кемерово, Владивостоке и Калининграде. Вы за ними тоже следите?
— Конечно. Во Владивостоке учащиеся филиала регулярно выступают в спектаклях Приморской сцены Мариинского театра, а в этом году там состоялся первый выпуск. В Кемерове и Калининграде всё еще впереди, работа только начинается.
— Каковы сейчас требования к поступающим?
— Они неизменны, есть стандарты, которым мы следуем: необходима музыкальность, балетная внешность, хорошая стопа, выворотность, растяжка. В этом году желающих поступить к нам оказалось огромное количество—посмотрели более четырехсот пятидесяти детей, а зачислили сорок восемь.
— А много ли иностранцев обучается в МГАХ?
— Сейчас более семидесяти человек. Это дети из разных государств: Китая, Японии, Сингапура, Гонконга, Казахстана, стран Европы и Америки. Все они очень заинтересованы в обучении. Я пересмотрела подход к занятиям иностранцев: теперь у них отдельный класс со своими педагогами, которые работают только с ними. Это даёт ребятам возможность получать образование наравне с российскими студентами.
— Как сегодня в Китае относятся к русскому балету и насколько здесь сохраняется его влияние?
— Русский балет в Китае пользуется огромной любовью и уважением.
У МГАХ с Китаем очень давние и прочные творческие связи. В 1950х советские педагоги заложили основы профессиональной балетной школы в этой стране. Среди них - преподаватели Московского хореографического училища при Большом театре (так в те годы называлась наша академия) Ольга Александровна Ильина и Виктор Иванович Цаплин, а также представители ленинградской школы
— Пётр Андреевич Гусев, Николай Николаевич Серебренников и Валентина Васильевна Румянцева. Они внедрили советскую программу обучения балету, подготовили первых педагогов и артистов, и именно их работа привела к созданию Пекинской академии танца
— первого профессионального хореографического учебного заведения Китая.
Сегодня историческая связь двух государств не только сохраняется, но и продолжает развиваться: китайская балетная школа по-прежнему во многом опирается на русскую, а их публика всегда с особым теплом встречает наших артистов.
— Есть ли среди ваших студентов из Китая те, кого вы могли бы особенно отметить?
— В академии сейчас учатся несколько очень талантливых и трудолюбивых ребят из Китая. Особенно ценно, что они не просто осваивают технику, но и глубоко проникаются духом русской балетной школы. Их творческий путь только начинается, поэтому пока рано говорить о громких профессиональных достижениях. Но уверена, что мы ещё услышим их имена. Возможно, именно среди этих детей подрастают будущие звёзды, которые будут укреплять культурные мосты между Россией и Китаем.
— Как танцующий ребенок может найти свою индивидуальность?
— Это задача педагога: увидеть её и развить, дать раскрыться таланту.
— А что ждет МГАХ в новом учебном году? Поделитесь планами…
— Первое событие—юбилей Софьи Николаевны Головкиной, нашего легендарного ректора. Ей исполнилось бы 110 лет. В честь этого устроим праздничный концерт в нашем учебном театре. Сейчас с ее внучкой Софьей Гайдуковой обсуждаем репертуар: оказалось, Головкина поставила немало номеров и спектаклей для академии.
Потом, накануне Нового года, снова покажем «Щелкунчика» с оркестром.
Еще запланированы гастроли на фестивале имени Нуреева в Самаре и Уфе. И конечно, выпускные концерты на исторической сцене Большого театра: уже размышляю над программой для наших будущих выпускников.
Беседовал Филипп Геллер.